Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897). Выдающийся русский художник-пейзажист, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств.
Родился в 1830 году в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива». В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.
Более зрелой и мастерски исполненной стала картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым. Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П.М. Третьяковым. В 1855 году Саврасов создает сложный по композиции и художественным задачам пейзаж «Вид в селе Кунцеве под Москвой», а в 1858 году «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца». В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.
В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.
В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К.А. Коровин и И.И. Левитан. О своем учителе И. И. Левитан написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.
В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.
Поездка в Англию сыграла большую роль в развитии его творчества. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне», — писал Саврасов в одном из писем.
Вместе с В.В. Пукиревым А.К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках».
В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: «Волга близ Городца», «На Волге», и первая повествовательно раскрытая картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.
Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине «Грачи прилетели». Этюдная работа над картиной шла в марте 1871 года, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Как писал И.Н. Крамской, в письме Ф.А. Васильеву о пейзажах на I выставке Товарищества передвижников: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. В 1871—1875 годах Саврасов участвовал в выставках Товарищества передвижников, в 1873−1878 — в академических выставках. Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-е годы), “Сосны на берегу озера” (1880-е — 1890-е годы) и “Оттепель” (1887), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе «Грачей». В 1882 году Саврасов был уволен из преподавателей МУЖВЗ. Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А.К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает Владимир Алексеевич Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
Его образ был запечатлен в картине В.Е. Маковского «У ночлежного дома» (1889).
А.К. Саврасов умер 26 сентября 1897 года в Москве в больнице для бедных. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В последний путь великого художника провожали только Павел Третьяков и швейцар из училища.