В Путивле. 1900-е
Левченко Петр Алексеевич (1859–1917). Живописец, график.
Родился в семье состоятельного купца. Первые художественные навыки получил во 2-й харьковской гимназии у Д.И. Безперчего. В середине 1870-х занимался в мастерской Е.Е. Шрейдера в Харькове. В 1878–1883 учился в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова, М.К. Клодта и В.Д. Орловского. Одновременно готовился к поступлению в консерваторию. Из-за болезни не окончил учебу в Императорской Академии художеств и возвратился в Харьков. Жил в Харькове, Киеве, Одессе, с середины 1910-х – в Змиеве под Харьковом. В 1895 и 1899–1900 совершил путешествие по Европе, посетил Францию, Швейцарию и Италию. В 1895 году он посетил Париж, где познакомился с работами французских импрессионистов, что имело влияние на его дальнейшее творчество. Левченко жил в основном в Харькове, преподавал в Харьковской рисовальной школе М. Раневской-Ивановой, в 1898–1899 – в Центральном Строгановском училище технического рисования в Москве. Был удостоен звания профессора. В 1899 стал одним из основателей Харьковского общества изящных искусств. Участвовал в выставках ТПХВ (1886–1904), Московского общества любителей художеств (1890–1913), товарищества художников «Миньон» (1905), Московского товарищества художников (1906, 1912). Являлся членом Товарищества южнорусских художников.
Творчество не принесло художнику славы и богатства в жизни. Он умер в бедности, непризнанный и забытый. Только после его смерти в 1919 году была организована выставка произведений мастера, где было представлено свыше 700 его полотен, которые раскрыли удивительную поэзию чувственной и тонкой натуры художника, прекрасного человека-творца.
Творчество Левченко отличается глубокой задушевностью и лиризмом. Как пейзажист, Левченко был необычайно внимательным к неуловимым особенностям украинской природы, её атмосферным явлениям. Именно это становится определяющим в поисках соответствующего композиционного, цветового и тонального решения его картин: лёгкие, полупрозрачные краски, сквозь которые часто проглядывает фактура полотна, передают ощущение утренней прохлады, ранней дымки, ярких красок полдня, разнообразия зелени или охристо-серых красок влажного и свежего воздуха.
Кроме пейзажей, особым увлечением Левченко были интерьерные композиции, был одним из выдающихся мастеров этого жанра. Работы этого направления отображают уютные уголочки и рабочие места жилья человека, обстановку его быта, работы, исполненные любовным чувством их хозяев, окутанные элегической поэзией их интимного существования. Это уголки комнат с красными, зелёными, белыми, радужными лампами, креслами, письменными столами. Среди них – интерьеры с изображением жены художника Матильды за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые из них Левченко удавалось углубить до уровня значительных художественных образов.
В работах Левченко последнего периода можно увидеть работы, творческая манера которых близка к стилистике модерна. Фактурная поверхность картин этого времени становится матовой, со сдержанной цветовой гаммой, лишённой внешнего блеска. Как мастер лирического пейзажа Пётр Левченко сделал великий вклад в развитие украинского изобразительного искусства, объединив в своих работах реализм и чувственный импрессионизм.
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Харьковском художественном музее, Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства и ряде других музейных собраний.