Передвижники. Духовная Россия

Передвижники. Духовная Россия

Выставка «Передвижники. Духовная Россия», экспонируемая в залах Историко-художественного музея города Арзамас посвящена 150-летию открытия I выставки Товарищества передвижников. На ней мы представляем 28 картин художников, в разное время принимавших участие в деятельности Товарищества. Выставка является составной частью разработанного Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД), при участии нашей галереи, регионального проекта «Большое искусство — малым городам». В настоящее время сложилась такая ситуация, что многие музеи малых городов России не имеют возможности принимать на своей территории выставки произведений искусства из крупных столичных и областных музеев. Конфедерация, в свою очередь, обладает достаточным потенциалом для формирования из частных собраний небольших по объему тематических экспозиций, монографических и персональных выставок художников, что способствует популяризации культурного наследия.

Выставка «Передвижники. Духовная Россия», экспонируемая в залах Историко-художественного музея города Арзамас посвящена 150-летию открытия I выставки Товарищества передвижников. На ней мы представляем 28 картин художников, в разное время принимавших участие в деятельности Товарищества.

Выставка является составной частью разработанного Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД), при участии нашей галереи, регионального проекта «Большое искусство — малым городам». В настоящее время сложилась такая ситуация, что многие музеи малых городов России не имеют возможности принимать на своей территории выставки произведений искусства из крупных столичных и областных музеев. Конфедерация, в свою очередь, обладает достаточным потенциалом для формирования из частных собраний небольших по объему тематических экспозиций, монографических и персональных выставок художников, что способствует популяризации культурного наследия.

Арзамас — древний город, сохранивший уникальную архитектурно-историческую среду, многочисленные памятники церковной и гражданской архитектуры, имеющий и развивающий богатые художественные традиции. В 1802–1861 годах в Арзамасе работала первая в России школа иконописного и художественного дела, организованная Александром Васильевичем Ступиным. Здесь начинал свой творческий путь известный русский художник Василий Григорьевич Перов, внесший заметный вклад в развитие русского реалистического искусства.

Товарищество передвижных художественных выставок — крупнейшее творческое объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В 1869 году выдающийся русский художник Г.Г. Мясоедов выступил инициатором создания Товарищества. Этой идеей ему удалось увлечь В.Г. Перова и И.И. Крамского – самых авторитетных художников того времени. Сторонником нового начинания стал А.К. Саврасов и ряд других московских художников. Основной идеей Товарищества стало ознакомление с современным реалистическим искусством широких общественных кругов, а выбранная организационная форма объединения обеспечивала личную независимость художника. В эстетическом плане передвижники противопоставляли себя официальной Академии художеств с ее устаревшими взглядами. 150 лет назад в ноябре 1871 года в Петербурге открылась первая выставка Товарищества. Всего с 1871 по 1923 год состоялось 47 выставок, которые были показаны в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Риге, Вильно, Одессе, Казани, Воронеже, Калуге и многих других российских городах. В 1886 году I-я Параллельная выставка передвижников проходила в Нижнем Новгороде. Товарищество сыграло исключительную роль в художественной жизни России XIX века. Почти все выдающиеся русские художники второй половины XIX–начала XX веков прошли эту замечательную школу. Благодаря целенаправленной работе передвижников новое реалистическое изобразительное искусство стало доступно для многих сотен тысяч жителей России.

Художники старшего поколения передвижников на выставке представлены картинами Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Взятие Христа стражею» 1886 года, «Деревня летом» Константина Аполлоновича Савицкого (1844–1905). Очень интересна история картины «Разлука» одного из основателей Товарищества Алексея Ивановича Корзухина (1835-1894). Первый вариант под названием «Отправление кадета в корпус» в 1872 году был приобретен П.М. Третьяковым и в настоящее время находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Наша работа является авторским повторением, исполненным в 1893 году для собрания знаменитого московского коллекционера И.Е. Цветкова. Творчество выдающегося русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) представлено картиной «Деревья на закате у реки» 1850-х годов. Она ярко характеризует ранний период творчества художника, его увлечение европейским романтизмом. Картина Василия Дмитриевича Поленова (1844–1924) «У крепостной стены» была написана в 1876 году, когда художник в составе русской добровольческой армии отправился на сербско-турецкий фронт, где делал многочисленные этюды и зарисовки театра военных действий. Имя художника Федора Ивановича Ясновского (1833–1902) мало что говорит современному

зрителю. Академик, преподаватель Строгановского училища, он в 1871 году участвовал в I выставке Товарищества передвижников. На нашей выставке представлен небольшим этюдом «Вид на Москву с Воробьевых гор» 1889 года. Также мы показываем несколько работ художников академического направления, примыкающих по тематике и реалистической манере исполнения к передвижникам. Картина «Беседа в гостинице» была написана в 1870-х годах Соломаткиным (1837—1883) – одним из крупнейших русских живописцев середины XIX века, выступавшим в своем творчестве продолжателем традиций П.А. Федотова, испытавший большое влияние В.Г. Перова. Картина «Посещение Петром I университета Сорбонны 3 июня 1717 года» Юлия Осиповича Бонча-Томашевского (1834–1899) экспонировалась под названием «Петр Великий перед памятником Ришелье» в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Достаточно часто передвижники обращались к сюжетам из русской истории. На выставке представлены картины на историческую тематику: «В раздумьях» Клавдия Васильевича Лебедева (1852–1916), этюд казака к знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) «Переход Суворова через Альпы», «Путешествие Аввакума по Даурии» Сергея Дмитриевича Милорадовича (1851–1943).

В 1890-х годы в Товарищество вливается большая группа молодых художников. Это была не просто талантливая молодежь, но сформировавшиеся художники со своими взглядами на искусство и видением современной действительности. Под их влиянием облик самого Товарищества стал неизбежно меняться, адаптируясь к новым требованиям времени. Этот период деятельности Товарищества представлен пейзажами выдающихся русских художников: «Демьяново. Вид с дачной террасы» Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933), «Река Вятка» Станислава Юлиановича Жуковского (1875–1944), «Дети в поле у костра» Сергея Арсеньевича Виноградова (1869–1938), «Зима» Архипа Ефимовича Архипова (1862–1930), «Панорама Нижнего Новгорода» Константина Федоровича Юона (1875–1958), интерьером церкви Успения на Волотовом поле Петра Ивановича Петровичева (1874–1947) и рядом других. Пройдя школу в Товариществе, они в дальнейшем принимали активное участие в деятельности объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства, преподавали в Академии художеств и в других высших художественных заведениях России.

На нашей выставке зрители смогут увидеть работы как знаменитых живописцев, чьи имена навеки вписаны золотыми буквами в историю русского искусства, так и менее известных, но не менее значимых для понимания развития художественной жизни России конца XIX – начала ХХ веков: Андрея Николаевича Шильдера (1861–1919), Михаила Маркиановича Гермашева (1867–1930), Александра Владимировича Маковского (1869–1924), Ивана Семёновича Куликова (1875–1941), Наркиза Николаевича Бунина (1856–1912), Ильи Саввича Галкина (1860–1915) и других.

Кроме живописных работ, на выставке представлен небольшой раздел церковных древностей – иконы и предметы декоративно-прикладного искусства XVII – начала ХХ веков. Среди них – уникальный образ Богородицы Знамение Серафимо-Понетаевская с благословением Императрицы Марии Федоровны на Рождество 1916 года, Евангелие с дарственной надписью Григория Распутина и виртуозная по исполнению панагия наперсная «Богоматерь Знамение» конца XIX века петербургской мастерской А.С. Брагина. Аналогичная панагия носил митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. С ней он запечатлен на фотографии конца XIX века.

Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров сердечно благодарит мэра города Арзамас Щелокова Александра Александровича и администрацию города, коллектив Историко-художественного музея города Арзамас и его директора Ольгу Евгеньевну Пряникову, директора Российского антикварного салона Наталью Корень за поддержку нашей инициативы, внимание к проекту и помощь в работе над ним, а также всех участников выставки, предоставивших экспонаты .

Фотографии с выставки