Искусство серебряного века. Шедевры из частных коллекций

Искусство серебряного века. Шедевры из частных коллекций

В рамках празднования 650-летия Калуги в музее изобразительных искусств прошло торжественное открытие выставки "Шедевры из частных коллекций". Это совместный проект музея и Международной конфедерации арт-дилеров и антикваров. Галерея искусств Александра Киселёва приглашает вас посетить выставку до 19 сентября.

В рамках празднования 650-летия города Калуги Калужский музей изобразительных искусств представляет совместный проект с Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МККААД). 

Выставка «Шедевры из частных коллекций. Искусство Серебряного века», экспонируемая в залах Калужского музея изобразительных искусств, является составной частью регионального просветительского проекта, разработанного и осуществляемого МККААД. Конфедерация обладает достаточным потенциалом для формирования из частных собраний небольших по объему тематических экспозиций, монографических и персональных выставок художников, что способствует популяризации культурного наследия, а также повышает туристическую привлекательность музея. В рамках данного проекта уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Истре, Арзамасе. Известно, что коллекционеры нечасто расстаются со своими шедеврами, оттого более ценной становится возможность познакомить зрителя с произведениями изобразительного искусства высокого художественного достоинства. 

Эпоха рубежа XIX-XX веков в русской культуре носит поэтичное название «Серебряный век». К этому времени в отечественном искусстве сложилась уникальная ситуация, в которой органично сосуществовали художники разных направлений. Товарищество передвижных художественных выставок, «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», различные группировки авангардистов регулярно проводили выставки, где экспонировали свои произведения совершенно противоположные по содержанию и средствам художественной выразительности. Нередко художники трансформировали стилистику своих композиций и примыкали к разным творческим объединениям в зависимости от изменения своих взглядов на изобразительное искусство. В экспозиции находятся полотна представителей основных творческих направлений данного периода и небольшой раздел предметов декоративно-прикладного искусства. 

Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) возникло в последней трети XIX века. Эстетическая программа мастеров утверждала отказ от установок академического искусства и обращение к принципам реализма. Передвижники обращались к важным событиям отечественной истории, прославляли достоинство и силу духа простого человека, стали создателями национального пейзажа и крестьянского жанра. В экспозиции это творческое объединение представлено работами художников, в разное время входивших в ТПХВ, таких как И.Е. Репин, М.В. Нестеров, С.Д. Милорадович. 

Объединение «Мир искусства» сформировалось в конце 1890-х годов. Его основателями и идеологами были художник и историк искусства А.Н. Бенуа и театральный деятель С.П. Дягилев. На протяжении семи лет они также выпускали одноименный журнал, который стал первым в России программно-художественным периодическим изданием. Мирискусников объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного и эстетическое начало в изобразительном искусстве, что влияло на выбор сюжетов их произведений. Делая ставку на декоративность и орнаментальность, они формировали эстетику русского модерна. Членами «Мира искусства» были многие значимые русские живописцы, графики и книжные иллюстраторы, работы некоторых из которых представлены на выставке: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.Н. Сапунова, Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой, О.Э. Браза, К.Ф. Богаевского, И.И. Нивинского. 

В 1903 году была создана новая выставочная организация – «Союза русских художников», куда вошли многие видные петербургские мирискусники и московские художники, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Программа «Союза» определилась к 1910 году и отличалась интересом к русской природе и самобытным чертам народной жизни, декоративностью живописной манеры и приемами импрессионизма. В экспозиции находятся работы таких членов «Союза русских художников», как П.И. Петровичев, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Н.П. Крымов, Г.М. Бобровский. 

В 1907 году в Москве прошла выставка под названием «Голубая роза», что в последующем дало название новому художественному объединению. Его представители следовали ценностям символизма, в своих работах старались воплотить «несказанное» и «невыразимое». Для достижения этих целей они использовали сближенные оттенки разбеленных, преимущественно холодных, цветов, нечеткие формы и неясные очертания предметов. Одним из организаторов объединения «Голубая роза» был С.Ю. Судейкин, чья работа более позднего периода представлена в экспозиционном пространстве. 

Выставка «Голубая роза» произвела большое впечатление на будущих авангардистов, и на протяжении нескольких лет художники этих двух направлений нередко экспонировались вместе. К началу второго десятилетия ХХ века произошло их окончательное эстетическое разделение. Авангардисты организовали выставку «Бубновый валет», в последующем давшей название авангардной группировке. Вместе с бубновалетцами выставлялась и В.М. Ходасевич, в экспозиции находится ее натюрморт 1910-х годов. Другой представитель авангардизма – В.Д. Баранов-Россинэ, участвовавший в выставках «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909) и других. 

Кроме того, в музейной экспозиции представлено несколько работ художников, связанных с Калугой. Это произведения уроженцев Калужской губернии живописцев Н.Н. Суходольского и И.П. Трутнева, работы В.Э. Борисова-Мусатова и Н.П. Крымова, которые некоторое время жили и плодотворно трудились в Тарусе. 

 

В выставке принимали участие: 

Галерея «Трианон» (Санкт-Петербург), Антикварный салон «На Патриарших» (Москва), Галерея «Веллум» (Москва), Антикварный салон «Русский модернъ» (Москва), Галерея Андрея Дзамашвили (Москва), Галерея «Ваш антиквар» (Москва), Галерея «Фарфор-арт» (Москва), Галерея «Два века» (Москва), Галерея «Русский авангард 1910-1930» (Москва), Галерея «Элизиум» (Москва), Галерея искусств Александра Киселева (Москва), коллекционеры – Василий Литвяков, Валерий Дудаков, Елена Воронина

Фотографии с выставки